Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Нижний Тагил | официальный сайт Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
города Нижний Тагил
Версия для слабовидящих

Информация об экспертно-аналитических мероприятиях

11.11.2015

Заключение на проект Решения Нижнетагильской городской Думы «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Нижний Тагил»

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ

Заключение
на проект Решения Нижнетагильской городской Думы «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Нижний Тагил»

г. Нижний Тагил                                                                                                        11 ноября 2015г.

Экспертиза проведена на основании подпункта 7 пункта 7 статьи 30 Устава города Нижний Тагил, подпункта 7 пункта 1 статьи 8 и пункта 3 статьи 9 Положения о Счетной палате города Нижнего Тагила.

В Счетную палату с сопроводительным письмом Нижнетагильской городской Думы от 06.11.2015 № 1682 для проведения экспертизы поступили следующие документы:

1) копия Постановления Главы города Нижний Тагил от 05.11.2015 № 161-ПГ - на 1 листе;

2) проект Решения Нижнетагильской городской Думы «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Нижний Тагил» - на 26 листах;

3) пояснительная записка к проекту Решения - на 5 листах.

В результате экспертизы установлено:

Рассмотренным проектом Решения предусмотрено утверждение вышеназванного Положения и признание утратившим силу Решения городской Думы об утверждении действующего в настоящий момент Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Нижний Тагил.

Определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 21 Устава города Нижний Тагил относится к исключительным полномочиям городской Думы.

По сравнению с действующим, в новом Положении внесен ряд изменений и уточнений в статьи, касающиеся приватизации муниципального имущества, передачи его в аренду, заключения концессионного соглашения, списания муниципального имущества, совершения сделок с согласованием городской Думой. Внесены изменения в Методику определения арендной платы в части применения коэффициента К4. Внесены иные изменения технического характера.

Предлагаемый срок вступления в силу нового Положения – со дня официального опубликования. Счетная палата считает более предпочтительным вступление в силу нового Положения с 1 января 2016 года, поскольку позволит избежать необходимости внесения изменений в расчеты годовой арендной платы на 2015 год, выданные арендаторам.

Согласно пояснительной записке к проекту Решения изменение значений коэффициента К4 позволит увеличить арендную плату за муниципальное имущество на сумму 1 513 тыс. руб.

Обращается внимание на увеличение значений коэффициентов К4 для ряда арендаторов, в том числе: некоммерческих организаций и организаций, занимающихся оказанием коммунальных услуг и услуг по ремонту и эксплуатации жилья (более, чем в 3 раза), государственных учреждений (в 10 раз), для архивов и бань (в 3 раза), для производства товаров для инвалидов и пенсионеров, для деятельности в области культуры и спорта, народных промыслов и ремесел, для сельхозпроизводства (в 2,7 раза), для деятельности в области образования (в 2 раза) и другим видам деятельности (от 1,6 до 2,6 раза).

Отмечается, что имеются риски неполучения указанных дополнительных доходов бюджета, поскольку столь существенное увеличение размера арендной платы в условиях экономического кризиса может повлечь за собой обратный результат по доходам бюджета и увеличение дебиторской заложенности.

Представляется более правильным комплексный подход к решению задачи по увеличению доходов от аренды муниципального имущества, не исключая экономически обоснованного повышения размера арендной платы для отдельных категорий арендаторов. Например, улучшение качества их администрирования, в том числе контроля за целевым использованием арендованного имущества, и одновременно стимулирование добросовестных арендаторов путем предоставления скидки при условии своевременного и полного перечисления арендной платы.

К проекту Решения имеются следующие замечания.

1. В Приложении № 1 к Положению предусмотрено значение К4=1,0 для государственных учреждений. В то же время из приложения № 2 к пояснительной записке к проекту Решения следует, что в качестве государственных учреждений разработчиками учитываются и государственные органы (например: Государственная инспекция труда в Свердловской области, УФС по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу, Администрация Горнозаводского управленческого округа Свердловской области и другие). Предлагается дополнить: «для государственных органов и учреждений».

2. В пункте 3 статьи 1 Положения ошибочно не указаны земельные ресурсы (участки), поскольку из его содержания следует, что Положение не регулирует земельные отношения.

3. Обращается внимание на то, что в Положении не установлен порядок управления муниципальным имуществом в целях его использования для размещения рекламных конструкций. В то же время в пункте 3 статьи 1 Положения указанные отношения не исключены из сферы его действия. Предусмотренный подпунктом 11 пункта 4 статьи 1 Положения нормативный правовой акт Нижнетагильской городской Думы об установлении вышеназванного способа управления муниципальным имуществом до настоящего времени не принят.

4. В пункте 8 статьи 1 Положения устанавливается норма, согласно которым по сравнению с действующей изменяется размер сделки с муниципальным имуществом, требующий согласования с Нижнетагильской городской Думой – с 3 до 30 миллионов рублей, а также устанавливаются три исключения из данного правила, когда не требуется такое согласование:

- совершение сделки обязательно в силу закона;

- отчуждаемое имущество включено в Прогнозный план приватизации муниципального имущества;

- имущество безвозмездно передается в муниципальную казну города Нижний Тагил.

Отмечается, что в пояснительной записке к проекту Решения недостаточно обоснована необходимость указанных изменений.

Так, в отношении изменения размера сделки указывается на удорожание муниципального имущества. При этом не приводятся конкретные данные, подтверждающие это утверждение. Отмечается, что никакие переоценки стоимости муниципального имущества не производились.

В отношении первых двух исключений Счетная палата считает, что они могут применяться и при действующей редакции Положения.

Что касается обоснования исключения из сделок, подлежащих согласованию, случаев, когда имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность, то в пояснительной записке указывается на безвозмездную передачу имущества от государственных органов, в частности жилья для социальных групп населения. Отмечается, что в данном случае совершение этой сделки обязательно в силу закона, и оно попадает под первое исключение. Фактически в 2015 году городская Дума согласовывала передачу в муниципальную собственность имущества и от иных собственников (например, от ОАО НТМК). Учитывая, что для содержания и эксплуатации переданного в собственность города имущества потребуется выделение бюджетных средств, исключение таких сделок из под действия указанной нормы нецелесообразно, поскольку именно согласование такой сделки с городской Думой будет являться основанием для выделения соответствующих средств в местном бюджете.

5. В Положении не учтены замечание (пункт 4) и рекомендации, изложенные в заключении Счетной палаты от 03.10.2014 на проект Решения городской Думы об утверждении действующего Положения (прилагается).

ВЫВОДЫ

Счетная палата считает возможным принять рассмотренный проект Решения Нижнетагильской городской Думы после его доработки с учетом изложенных замечаний.

Заместитель Председателя Счетной палаты
А.Ш. Тухватулин



Возврат к списку