Основные направления бюджетной и налоговой политики города Нижний Тагил (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики города)определяют цели и приоритеты бюджетной и налоговой политики в среднесрочной перспективе и подходы, используемые при составлении проекта бюджета города на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее – 2022-2024 годы).
Основные направления бюджетной и налоговой политики разработаны с учетом положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее - Указы Президента Российской Федерации от 7 мая2018 года № 204 и от 21 июля 2020 года № 474) и послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года.
Основные направления бюджетной и налоговой политики сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации и необходимости реализации первоочередных задач.
С учетом приоритетов федеральной налоговой политики ключевым ориентиром налоговой политики города остается обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города на 2022-2024 годы, реализация мероприятий по повышению собираемости доходов и по сокращению просроченной дебиторской задолженности.
Основные приоритеты налоговой политики это:
1. Совершенствование методов администрирования доходов, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов бюджета за качественное прогнозирование доходов местного бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам города при недопущении роста просроченной дебиторской задолженности, при соблюдении сроков, установленных Администрацией города для ведения претензионно-исковой работы.
2. Повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе за счет:
проведения работы по инвентаризации муниципального имущества, с целью выявления неиспользуемых, либо используемых не по назначению объектов;
введения неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот;
дальнейшей реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части отчуждения муниципального недвижимого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства;
продажи объектов муниципальной собственности на открытых аукционных торгах на электронной площадке, в рамках реализации утвержденных Прогнозных планов приватизации муниципального имущества;
ежегодного проведения оценки эффективности использования муниципального имущества города Нижний Тагил, в соответствии с утвержденной методикой, и постоянный контроль за устранением выявленных, в результате оценки, недостатков и нарушений.
3. Содействие деятельности субъектов малого предпринимательства с целью повышения их участия в наполняемости бюджетной системы.
4. Мобилизация внутренних резервов и продолжение работы по реализации Плана мероприятий по мобилизации налоговых и неналоговых доходов. Продолжение работы Межведомственной комиссии по укреплению финансовой самостоятельности бюджета.
5. Проведение мероприятий по легализации оплаты труда и обеспечению полноты поступления в бюджет налога на доходы физических лиц.
6. Контроль за уплатой НДФЛ организациями, заключившими муниципальные контракты и участвующими в инвестиционных проектах.
7. Вовлечение в налогооблагаемый оборот объектов недвижимого имущества в следствие проведения работы по установлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
8. Продолжение работы по оценки эффективности налоговых расходов в связи с предоставленными льготами по местным налогам.
Справочно. За 2020 год льготой по земельному налогу воспользовались 20% плательщиков: 137 организации и 7 306 граждан. В целом объем налогового расхода в связи с предоставлением льгот в соответствии с Решением НТГД от 25.04.2019 № 19 «Об установлении на территории города Нижний Тагил земельного налога» составил 71,2 млн. рублей, в том числе организаций - 67 млн. рублей и физических лиц - 4,2 млн. рублей. Средний доход одного физического лица, воспользовавшегося льготой, составил 490 рублей. Также необходимо отметить, что налоговый расход организаций на 99% - это освобождение от уплаты муниципальных учреждений с целью исключения встречных денежных потоков.
По налогу на имущество физических лиц налоговый расход за 2020 год в отношении объектов недвижимого имущества (административно-деловых и торговых центров (комплексов), включенных в определенный перечень), отсутствует, так как для получения данной льготы заявления не подавались.
При реализации налоговой политики будет соблюден баланс интересов города и налогоплательщиков.
Бюджетная политика на 2022-2024 годы формировалась с учетом возможностей доходного потенциала города.
При формировании проекта бюджета города на 2022-2024 годы в первоочередном порядке предусмотрены бюджетные ассигнования на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее – национальные цели), определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 и от 21 июля 2020 года № 474.
Основными направлениями бюджетной политики являются:
осуществление бюджетных расходов с учетом возможностей доходной базы бюджета;
сохранение достигнутых соотношений к среднемесячному доходу от трудовой деятельности средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента Российской Федерации;
повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, первоочередное финансирование расходных обязательств социально значимого характера;
недопущение роста кредиторской и дебиторской задолженности бюджета города.
В сфере социальной политики для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:
обеспечение предоставления установленных федеральными и региональными законами мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств вышестоящих бюджетов;
реализация мероприятий по оказанию финансовой поддержки семьям, относящимся к категории малоимущих при рождении, усыновлении второго и последующих детей;
оказание материальной поддержки отдельным категориям жителей города (ветеранам Великой Отечественной войны ко Дню Победы, пенсионерам бюджетной сферы ко Дню пожилых людей, членам семей участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на ПО «Маяк», гражданам, пострадавшим в результате авиакатастрофы на Театральной площади 9 мая 1993 года в городе Нижний Тагил, инвалидам 1 и 2 группы, находящимся на программном гемодиализе, а также семьям, воспитывающим детей – инвалидов, граждан, имеющих звание «Почетный гражданин города Нижний Тагил», «Почетный ветеран города Нижний Тагил», «Персональный пенсионер» и др.);
оздоровление граждан пожилого возраста, работников бюджетной сферы города Нижний Тагил в МБУ «Оздоровительный Центр (санаторий-профилакторий) «Сосновый бор» с частичной оплатой стоимости путевки.
В сфере образования и молодежной политики для достижения национальных целей бюджетная политика будет направлена на решение следующих задач:
организация мероприятий, направленных на привлечение и закрепление педагогических работников в образовательных организациях города, содействие решению проблемы кадрового обеспечения системы образования, в том числе за счет заключения с гражданами договора о целевом обучении;
внедрение на уровне основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
создание на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, с привлечением средств вышестоящих бюджетов центров образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста», оснащенных средствами обучения и воспитания для изучения предметов, курсов, дисциплин естественно-научной и технологической направленности;
создание условий для повышения мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла и последующему выбору рабочих профессий технического профиля и инженерных специальностей в рамках реализации проекта «Уральская инженерная школа»;
модернизация системы общего образования с целью создания современных условий для учебного процесса, включая осуществление капитального ремонта муниципальных общеобразовательных организаций и обновление оборудования;
обеспечение доступности всех уровней образования для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
создание дополнительных мест за счет капитального ремонта и оснащения детского сада с привлечением средств областного бюджета для решения проблемыдоступности услуг дошкольного образования для детей в возрасте 1,5 лет до 3 лет;
организация мероприятий по отдыху и занятости детей, круглогодичному их оздоровлению.
В рамках новой модели детского дополнительного образования в России будут обеспечены мероприятияпо:
организации образовательной деятельности в сфере общего и дополнительного образования, направленные на создание условий для расширения содержания общего образования для развития у обучающихся современных компетенций и навыков, в том числе естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной и технологической направленности, а также повышения качества образования за счёт интеграции основного и дополнительно образования (создан детский технопарк "Кванториум");
формированию у детей естественно-научной и экологической грамотности, воспитанию будущих научных кадров, обладающих знаниями и профессиональными компетенциями в рамках развития системы экологического образования (эко станция).
Также среди первоочередных задач - реализация молодежной политики, которая будет направлена на патриотическое воспитание и развитие потенциала молодежи, а именно вовлечение молодёжи в социальную практику, формирование целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодёжи, обладающей лидерскими качествами.
Для достижения национальных целей приоритетом в сфере культуры остается:
обеспечение условий для организации досуга населения, в том числе организация и проведение городских и социально-значимых мероприятий, в том числе мероприятий, посвященных празднованию 300-летия основания города Нижний Тагил;
информатизация библиотек и музеев;
создание музеями виртуальных проектов, обменных выставок;
развитие сферы художественного образования и укрепление материально технической базы для создания условий доступности и качества услуг, оказываемых муниципальными учреждениями дополнительного образования детей;
повышение качества предоставляемых услуг учреждениями культуры за счет проведения ремонта зданий и приобретения оборудования (модернизация здания МБУК «Молодежный театр», ремонт кровли и фасада здания МБУ ДК «Юбилейный», оснащение муниципальных театров);
- обеспечение сохранности объектов культурного и исторического наследия (в том числе ремонтные работы объекта «Дом подрядчика Белова вторая половина ХIХ века.Здесь в 1930-е годы жил Ш.С. Окуджава - отец поэта Б.Ш. Окуджавы»);
Основным приоритетом бюджетной политики в сфере физической культуры и спорта на 2022 год для достижения национальных целей остается:
создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом;
обеспечение функционирования центра тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
создание спортивных площадок для занятий уличной гимнастикой;
оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Свердловской области и Российской Федерации с привлечением средств вышестоящих бюджетов.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения жильем и развития городской среды для достижения национальных целей бюджетная политика направлена на решение следующих основных задач:
повышение комфортности и индекса качества городской среды;
использование механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды;
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
обеспечение населения качественной питьевой водой;
создание комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
В 2022-2024 годах бюджетные ассигнования в области жилищно-коммунального хозяйства будут направлены на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: благоустройство дворовых, общественных территорий, мест массового отдыха (городских скверов, парков), уплату выкупной цены собственникам жилых помещений многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, на приобретение жилого помещения для переселения граждан, завершение проектно-изыскательских работ по строительству новой станций подготовки питьевой воды «Южная» для обеспечениякачества воды, подаваемой с водохранилищ для возможности дальнейшего участия в реализации федерального проекта «Чистая вода», строительство полигона твердых коммунальных отходов и мусоросортировочного комплекса, а также реконструкцию двух существующих полигонов, с последующей рекультивацией в рамках заключенного концессионного соглашения от 29.06.2018 года № 174-18 в отношении объектов, на которых осуществляются обработка, накопление и захоронение твердых коммунальных отходов на территории города Нижний Тагил.
Для создания качественной, комфортной и безопасной среды проживания тагильчанбудет продолжена реализация проекта «Светлый город», направленного на достижение концепции по формированию единой комфортной световой среды города, с учетом экономических, социальных, организационных факторов, модернизации существующей системы освещения.
В сфере дорожного хозяйства и транспорта бюджетная политика будет направлена на решение следующих основных задач:
в сфере дорожного хозяйства для достижения национальных целей – увеличение доли дорожной сети, соответствующей нормативам, в их общей протяженности не менее чем до 85 % до конца 2024 года за счет реализации мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги».
В 2022 году будет завершено возведение новой транспортной артерии в городе - автодорожного мостового перехода через Нижнетагильский пруд и сопутствующей дорожной и инженерной инфраструктуры, направленной нарешение проблем, связанных с логистической нагрузкой и экологической загрязненностью воздуха в центральной части города.
Кроме того, будет реконструирован еще один крупный объект, находящийся в аварийном состоянии и связывающий промышленную часть Нижнего Тагила с жилыми кварталами и культурным центром - реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения по улице Октябрьской революции и улице Циолковского с путепроводом через железнодорожные пути по улице Циолковского.
в сфере транспорта – реализация мероприятий по повышению доступности перевозок городским наземным общественным транспортом на территории города.
В области капитального строительства бюджетная политика будет направлена на концентрацию ресурсов на объектах с высокой степенью готовности, на объектах, имеющих большое значение для социально-экономического развития города, объектах, строительство которых осуществляется на условиях софинансирования с вышестоящими бюджетами.
Реализация вышеперечисленных направлений бюджетной и налоговой политики на 2022-2024 годы позволит обеспечить сбалансированность бюджета города в целях полного финансирования расходных обязательств, направленных на достижение национальных целей развития.