Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Нижний Тагил | официальный сайт Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих
официальный сайт
НИЖНИЙ ТАГИЛ
ГОРОД ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ
Версия для слабовидящих
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ
Росреестр
Муниципальный земельный контроль

Части нормативно-правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля

Части нормативно-правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля

В целях соблюдения нормы статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ

«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Администрация города Нижний Тагил информирует, что при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Нижний Тагил проверки осуществляются по следующим нарушениям земельного законодательства Российской Федерации:

Нарушение

Административное наказание

1

Статья 7.1

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

от 30.12.2001 N 195-ФЗ:

самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Пояснения к статье 7.1 КоАП РФ:

За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Потенциальными последствиями самозахватов земельных участков являются не только снос самовольных построек на этих участках. За самовольный захват земельного участка установлена административная ответственность в виде штрафа. И в ходе проводимой в России земельной реформы размеры штрафов за данное деяние были существенно увеличены. Теперь наказание за самовольные захваты земельных участков будет более ощутимым.

2

Статья 7.34

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

от 30.12.2001 N 195-ФЗ:

использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.

Влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Пояснения к статье 7.34 КоАП РФ:

Указанные административные правонарушения посягают на сроки и порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков и приобретения земельных участков в собственность. Ответственность установлена для обеспечения правопорядка в землепользовании: правильного учета и надлежащей реализации вещных прав на земельные участки как правовых оснований владения, пользования и распоряжения земельными участками, исчисления и уплаты платежей за вещные права на землю и земельного налога.

В силу пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;

2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);

3) казенным предприятиям;

4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ введен в действие со дня его официального опубликования: «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4147

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, и сроком не ограничивается.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными

некоммерческим организациям, созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, а также организациям, при которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками,, должно быть осуществлено до 1 января 2024 года в установленном законом порядке.

3

Часть 1 статьи 8.8

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

от 30.12.2001 N 195-ФЗ:

использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Пояснения к части 1 статьи 8.8 КоАП РФ:

Обеспечение охраны земли является важнейшим условием нормального жизнеобеспечения населения, поскольку земля выступает как средство производства, необходимое для функционирования всех отраслей сельского хозяйства и добывающей промышленности, а также как элемент окружающей среды, находящийся в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими.

Под использованием земель не по целевому назначению без соблюдения установленных для каждой категории режимов использования законодатель понимает изменение режима земель, нарушение землеустроительных

проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности.

Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденные Решением Нижнетагильской городской Думы 27.12.2012 № 61 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил" (с последующими редакциями) - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (размещено на официальном сайте города Нижний Тагил в разделе Городская среда / Градостроительство).

Данные Правила обязательны к исполнению физическими, юридическими и должностными лицами, осуществляющими и контролирующими градостроительную деятельность на территории городского округа Нижний Тагил.

Правила включают в себя:

1) порядок применения Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил и внесения изменений в указанные Правила;

2) карты градостроительного зонирования;

3) карты зон с особыми условиями использования территорий;

4) градостроительные регламенты.

4

Часть 2 статьи 8.8

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

от 30.12.2001 N 195-ФЗ:

неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

5

Часть 2.1 статьи 8.8

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

от 30.12.2001 N 195-ФЗ:

неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

Влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

Пояснения к частям 2 и 2.1 статьи 8.8 КоАП РФ:

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 2.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", - влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации».

Памятка о соблюдении мер пожарной безопасности на землях сельскохозяйственного назначения

Памятка о соблюдении обязательных требований земельного законодательства

5

Часть 3 статьи 8.8

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

от 30.12.2001 N 195-ФЗ:

неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом

Влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Пояснения к части 3 статьи 8.8 КоАП РФ:

Административное правонарушение, заключающееся в неиспользовании земельного участка, предоставленного для жилищного или иного строительства, в указанных целях с объективной стороны характеризуется невыполнением собственником, арендатором или владельцем земельного участка принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию такого участка в предназначенных целях и в установленный законом срок. Следует отметить, что данное административное правонарушение может быть совершено только в форме бездействия виновного лица.

В качестве обязательного признака необходимо учитывать установленный для использования этого участка срок (например, по договору аренды), поскольку вопрос о наличии в действиях виновного лица по неиспользованию земельного участка по назначению может быть поставлен только после истечения такого срока.


Часть 4 статьи 8.8

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

от 30.12.2001 N 195-ФЗ:

невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Пояснения к части 4 статьи 8.8 КоАП РФ:

Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства. Объем законодательства и нормативных предписаний весьма велик. Основными актами являются: Земельный кодекс Российской Федерации; Федеральные законы от 24 июля 2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; от 10 января 2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; от 16 июля 1998 N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; от 18 июня 2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»; от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".

Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих осуществление муниципального земельного контроля:

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года;

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ;

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ;

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ, (часть третья) от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ, (часть четвертая) от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ;

5. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

6. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

7. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

8. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

9. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

10. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

11. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;

12. Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

13. Федеральный закон от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

14. Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве»;

15. Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

16. Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

17. Федеральный закон от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

18. Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 N 2019 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»;

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

21. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;

23. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2021 N 338 «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 года № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489»;

25. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 года № 724-р «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация»;

26. Закон Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области»;

27. Закон Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»;

28. Постановление Правительства Свердловской области от 19 января 2012 года № 17-ПП «О региональных государственных информационных системах «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Свердловской области» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Свердловской области»;

29. Устав города Нижний Тагил (утвержден Решением Нижнетагильской городской Думы от 24.11.2005 № 80;

30. Решение Нижнетагильской городской Думы от 24.03.2016 № 20 «Об учреждении в структуре Администрации города Нижний Тагил управления архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил»;

31. Решение Нижнетагильской городской Думы от 30.09.2021 N 34 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории города Нижний Тагил»;

32. Постановление Администрации города Нижний Тагил от 09.02.2022 № 245-ПА «Об утверждении формы проверочного листа, применяемого при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города Нижний Тагил».

При ознакомлении с нормативно-правовыми актами и их актуальными редакциями, землепользователям рекомендуется использовать правовую информацию только с официальных сайтов:

http://pravo.gov.ru (Государственная система правовой информации);

https://duma.consultant.ru (НПА Федерального Собрания РФ);

http://services.government.ru/legal (Правовая база Правительства РФ);

http://pravo.minjust.ru (Правовая база Министерства юстиции РФ);

http://www.consultant.ru (правовая система «Консультант-Плюс»);

https://www.garant.ru (Информационно-правовой портал «Гарант»);

http://www.pravo.gov66.ru/nbase/ (Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской обл.);

https://ntagil.org/adm/pravo/ (Правовые акты Администрации города Нижний Тагил);

https://ntagil.org/duma/norm/ (Правовые акты Нижнетагильской городской Думы).


Возврат к списку