В Нижнем Тагиле действуют 7 объединений дошкольных образовательных учреждений, в которые входят 146 структурных подразделения. Дошкольные образовательные учреждения города посещают 21 384 детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
В городе работают 9 муниципальных учреждений дополнительного образования, подведомственных управлению образования (с 22 структурными подразделениями) с количеством воспитанников 21 914 человек в возрасте от 5 до 18 лет.
Система муниципальных загородных оздоровительных учреждений для детей, подведомственных управлению образования, включает МАУ «Детский оздоровительный комплекс «Звездный» им. В.Г. Удовенко и МАУ «Центр организации отдыха и оздоровления детей» (объединяет 7 загородных оздоровительных лагерей: «Солнечный», «Северянка», «Звонкие голоса», «Изумрудный», «Уральский огонёк», «Лесной ручеёк», «Антоновский»), готовые принять за одну смену 1 550 человек.
В муниципальной системе образования 9 770 работников, из них 5 973 педагогических и руководящих работников.
Общая численность детей дошкольного возраста (от 0 до 7 лет), проживающих на территории города Нижний Тагил: 2016 год – 34 801 чел, 2017 год – 35 602 чел., 2018 год – 34 452 чел., 2019 год – 31 166 чел., 2020 год - 30 342 чел., 2021 – 28 440 чел.
В рамках регионального проекта «Содействие трудоустройству женщин» (национальный проект «Демография»), в целях достижения 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет в Нижнем Тагиле реализуется Муниципальная программа «Создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях города Нижний Тагил на 2018-2025 годы», утвержденная постановлением Администрации города Нижний Тагил от 03.05.2018 № 1334-ПА (далее – МП).
В школах города обучаются 1 377 детей с ограниченными возможностями здоровья и 616 детей-инвалидов.
Все муниципальные общеобразовательные учреждения города (далее – МОУ) обеспечивают реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС). В МОУ создан комплекс условий для организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС. Работа городских методических объединений учителей-предметников направлена на профессиональное развитие педагогов, способствующее успешной реализации ФГОС начального, основного и среднего общего образования.
В городе разработан и реализуется План мероприятий по обеспечению введения ФГОС в школах города. В рамках реализации программы ведется мониторинг деятельности МОУ по обеспечению необходимых условий реализации ФГОС: определен перечень мероприятий, и сроки их выполнения.
С 01.09.2021 в 54 школах города на уровне среднего общего образования реализуется профильное обучение.
В целях реализации стандарта в полном объеме организовано взаимодействие между общеобразовательными учреждениями и организациями, имеющими высокооснащенные ученико-места, по реализации образовательных программ в сетевой форме.
Продолжают функционировать Муниципальные ресурсные центры по методическому сопровождению реализации ФГОС общего образования:
– по методическому сопровождению реализации ФГОС общего образования в общеобразовательных учреждениях города Нижний Тагил (организована курсовая подготовка педагогов по теоретическому и практическому освоению технологии деятельностного метода обучения);
– по методическому сопровождению деятельности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений города Нижний Тагил по проектированию и организации образовательного процесса в соответствии с идеологией ФГОС общего образования;
– по методическому сопровождению процессов оценки качества введения и реализации ФГОС общего образования в общеобразовательных учреждениях города Нижний Тагил;
- по методическому сопровождению учителей-предметников: история, обществознание; математика, физика, русский язык, биология, иноязычное образование.
В рамках реализации проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» продолжается работа пилотных площадок (опорных школ по реализации курса «Финансовая грамотность») МБОУ СОШ № 44 и МАОУ гимназия № 18.
В реализации программы «Уральская инженерная школа» участвуют 4 общеобразовательных учреждений города: МБОУ СОШ № 64, МБОУ СОШ № 95, МБОУ СОШ № 49, лицей № 39.
10 общеобразовательных организаций города имеют статус региональной инновационной площадки: школы №№ 1, 10, 32, 40, 50, 100, 105, гимназии №№ 18 и 86, Политехническая гимназия.
На протяжении последних трех лет активно развивается инфраструктура системы образования города Нижний Тагил:
- построена новая школа на 1 200 мест (впервые за последние 25 лет),
- проведены капитальные ремонты 6 школ;
- открыты «Точки роста» - Центры цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей в школе №9 п. Уралец и школе № 8 п. Висимо –Уткинск;
- в рамках реализации программы «Уральская инженерная школа» созданы современные кабинеты физики, химии, математики, технологии, робототехники в 5 образовательных учреждениях;
- ведется ремонт здания Городского дворца детского и технического творчества, в котором занимаются 5 500 детей.
Создание образовательной инфраструктуры это не только строительство и капитальные ремонты, это, прежде всего, современная образовательная среда: новые лаборатории, средства обучения, учебно-методические пособия, школьная мебель, технологическое оборудование.
Особое внимание уделяется обеспечению комплексной безопасности учреждений образования. Все школы города в период с 2019 по 2021 годы оборудованы системами видеонаблюдения и системами контроля управления доступом.
Во всех школах города создана доступная образовательная среда для детей с особыми образовательными потребностями.
Большое внимание уделяется развитию школьного спорта:
- оборудованы спортивные площадки на территории школ №№ 8, 9, 13, 65, Центра образования №1;
- отремонтирован корт для хоккейного клуба «Мечта» Ленинского дома творчества;
- в 49 образовательных организациях созданы и успешно работают школьные спортивные клубы.
В рамках реализации национального проекта «Демография» построены три современных детских сада. Создано 410 новых мест для детей ясельного возраста от полутора до трех лет. Создано 102 новых рабочих места.
Ведутся капитальные ремонты зданий детских садов №№ 10, 20 для детей раннего возраста.
Обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Доступность дошкольного образования для детей от до 3 лет за три года возросла с 27,4% до 99,6 %.
В городе успешно реализуется проект Персонифицированного финансирования дополнительного образования. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием составляет 81 %.
Реализуются проекты по созданию Экостанции на базе Городской станции юных натуралистов, единственного в Свердловской области Школьного кванториума на базе Политехнической гимназии - школы РАН.
Обеспечены высокие показатели качества общего образования.
С 84 (2018 год) до 145 (2021 год) увеличилось количество призеров и победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
В период с 2018 по 2021 годы 33 учащихся и 14 педагогов получили премию Губернатора Свердловской области.
В городе работают 130 педагогов - победителей конкурсного отбора лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Ежегодно сохраняется активность образовательных учреждений в массовых спортивных мероприятиях в целях физического развития учащихся, пропаганды здорового образа жизни: «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», «Лыжня России», декада лыжного спорта, «Тагильская снежинка», «Кросс наций», городская легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы, Спартакиада учащихся по 5 видам спорта (легкоатлетический кросс, лыжные гонки, плавание, баскетбол, волейбол), соревнования по шахматам различного уровня, военизированные игры «Победа», «Зарница».
Совместно с предприятиями, музеями, библиотеками, парками реализуются городские программы краеведческих игр «Я – тагильчанин» для школьников 1-4 классов (с 1999 г.) и «Мы живем на Урале» для учащихся 5-8 классов (с 2008 г.), экологические программы, выставки, конкурсы и фестивали.
Учреждения дошкольного образования реализуют проекты по ранней профориентации в рамках городского проекта «Лаборатория профессий. Дошкольник».